Исправление прикуса

Уважаемые посетители нашего сайта. Прошу заглянуть Вас в кабинет врача — ортодонта. Давайте познакомимся поближе. Врач – ортодонт занимается выявлением патологий зубо – челюстной системы (в дальнейшем: ЗЧС), определяет причины их возникновения и с помощью аппаратурного лечения восстанавливает целостность и гармоничную работу в этой системе.

Что же это за слово странное такое: зубо–челюстная — система? Расшифруем:

Зубы + челюсти + нечто объединяющее их и приводящее к слаженной работе. 32 зуба у взрослого человека и 20 зубов у малышей выстраиваются в определенной последовательности на верхней и нижней челюсти, и между ними существует такая схема смыкания, которая обеспечивает хороший отрыв, продвижение и перемалывание пищи. Верхняя челюсть неподвижна и соединена основанием черепа, а нижняя челюсть — подвижна, её движение обеспечивает сложно устроенный височно — нижнечелюстной сустав + мышцы, поднимающие и опускающие челюсть, смещающие её вправо и влево. Равновесие положения зубов обеспечивается одинаковым давлением языка изнутри, а мышц губ и щек снаружи. И вся эта система является лишь частью всего опорно — двигательного аппарата человека контролируется работой мозга, имеет мощное кровоснабжение, иннервацию, нуждается в хорошем слюноотделении. Поэтому, когда маму беспокоят кривые зубки у ребенка, то причина может скрываться и в плоскостопии, и в наличии аденоидов, и просто в короткой уздечке языка.

Поломки в системе возникают не только при внутриутробном развитии плода, но и на протяжении всей жизни человека, следовательно, на вопрос: «когда же надо начинать ортодонтическое лечение?» — ответим так: « С момента выявления».

Закладка ЗЧС у плода начинается со второй недели беременности, и чем раньше произойдет сбой в сборке органов и систем, тем тяжелее будут пороки развития: зоны несрастания отдельных частей – в виде расщелин и свищей; зоны чрезмерного деления клеток – в виде гигантских размеров органов, а зоны с недостаточным делением клеток – в виде отсутствия органа или его недоразвития.

Реабилитация таких деток сложна и многоэтапная. Здесь ортодонт является лишь одним членом из общей команды педиатров, хирургов, ЛОР — врачей, логопедов, психологов.

Такие местные патологии ЗЧС у новорожденного, как короткая уздечка языка, нарушающая функцию сосания, или наличие молочных зубов , травмирующих грудь мамы, устраняются хирургами в первые дни жизни

Период 0 — 6 месяцев. Важным условием формирования ЗЧС у новорожденного является грудное вскармливание, которое обеспечит рост нижней челюсти (у младенцев верхняя челюсть значительно крупнее нижней), а так же носовое дыхание.

Период 6 месяцев — 3 года. Формирование временного прикуса. К первому году жизни функция сосания угасает, нижняя челюсть приобретает свои нормальные размеры. Ребенок учится жевать, глотать по — взрослому, т.е. учится отталкиваться кончиком языка от зоны за верхними резцами. Формируется функция речи. Важный фактор – носовое дыхание. Вот те условия, которые обеспечат рост и развитие ЗЧС в этот период.

Период от 3 лет до 6 лет. Сформированный временный прикус. Признаки правильного молочного и постоянного прикуса схожи, только с той разницей, что с 4 — лет начинают стираться острые бугорки временных зубов, и между зубами появляются промежутки — эти пространства должны в будущем компенсировать несоответствие в размерах мелких молочных зубов и крупных постоянных. Такой активный рост челюстей к шести годам произойдет при условии активного жевания грубой пищи, правильного глотания, носового дыхания, правильной артикуляции языка при произношении звуков, правильной осанки и хорошего мышечного корсета.

Задачи ортодонта в этот период:

1. Выявление формирования наследственно — обусловленных форм патологии ЗЧС (чрезмерное развитие или недоразвитие одной или двух челюстей).

2. Протезирование при ранней потере молочных зубов (более, чем за 1 год до смены)

3. Нормализация функций дыхания (совместно с ЛОР — врачом), речи (совместно с логопедом, неврологом), глотания, жевания.

Методы лечения:

1. Гимнастика для гармонизации работы жевательной и мимической мускулатуры.

2. Аппараты, направленные на восстановление функции дыхания глотания, клапанной функции губ, устранение вредных привычек сосание соски, пальца, губы и др.

Период от 6 до 12 лет. Смешанный прикус, смена молочных зубов на постоянные. Период самого активного роста челюстей, а, значит, и самый важный в плане аппаратурного ортодонтического лечения. К задачам периода 3 — 6 лет прибавляется необходимость сдержать рост чрезмерно развивающихся участков и активизировать рост недоразвитых отделов челюстей; контролировать прорезывание постоянных зубов и следить за формированием зубных рядов и прикуса; выявлять наличие сверхкомплектных зубов или отсутствие зачатков зубов, находить причины задержки смены зубов.

В диагностических целях проводят измерение гипсовых моделей, анализ ортопантограмм, боковых и фасных телерентгенограмм, компьютерных томограмм.

Методы лечения:

1. Миогимнастика, сочетающаяся с ношением функциональных аппаратов

2. Съемные аппараты на одну или две челюсти для устранения незначительных отклонений в положении отдельных зубов, ширины и длины зубных рядов

3. После полной смены зубов несъемные аппараты, позволяющие устранять значительные изменения в положениях зубов, искривлениях зубных рядов, а так же менять контур костной ткани челюстей.

Дополнительные хирургические вмешательства:

1. Пластика короткой уздечки языка, верхней губы

2. Удаление отдельных постоянных зубов при значительной скученности

3. Обнажение коронок ретинирования зубов (т.е. те зубы, которые сами не смогли прорезаться по какой — либо причине и залегли в толще костной ткани)

4. Удаление сверхкомплектных (дополнительных зубов)

Период 12 — 18 лет. Заканчивается основной рост и половое созревание подростка. Если к этому периоду не были устранены нарушения основных функций, то последствия их будут «на лицо». Ортодонт в этот период может устранить патологию положения отдельных зубов, (тесное положение, повороты по оси, наклоны), провести расстановку зубов и подготовить пациента к протезированию при отсутствии зубов, нормализовать форму зубных рядов и по – возможности восстановить прикус (т.е. правильное смыкание зубов), но не может повлиять на рост челюстей, поэтому в плане лечения чаще встречается удаление отдельных зубов. Дополнительно к хирургическому вмешательству периода 6 — 12 лет прибавляется:

1. Пластика преддверия полости рта

2. Удаление зачатков зубов мудрости при их анатомическом положении. Из терапевтических вмешательств – восстановление аномальных форм зубов (щитовидные, бочкообразные, стершиеся, пятнистые и т.д.)через изготовление виниров из фотополимеров или керамики. Изготовление адгезивных мостовидных протезов при отсутствии одного зуба

Методы ортодонтического лечения:

1. Функциональные аппараты для этой возрастной группы.

2.Съемные пластиночные аппараты при незначительной патологии отдельных зубов.

3.Несъемные аппараты – брекет-система или мультибондинг — система.

Если причины, приводящие к нарушению патологии ЗЧС не устранены (например, искривление позвоночника, стойкое нарушение носового дыхания, нарушение артикуляции языка и др., то после аппаратного лечения пациент нуждается в длительном ношении ретенкционных аппаратов (иногда – пожизненно). Цель этих аппаратов – удержать полученный результат лечения.

Период 18 лет и старше. Период деформаций ЗЧС. Не устранённые патологии ЗЧС в детском и подростковом возрасте вначале компенсируется резервными силами: нижняя челюсть при движении совершает обходные пути в области блоков патологического смыкания зубов, зоны перегрузки зубов, связок. Десны и кости в молодом возрасте имеют силы к сопротивлению и восстановлению, но по исчерпании резерва прочности костная ткань начинает разрушаться, оголяя корни зубов. Все изменения в полости рта отражаются на форме лица, профиля. В связи с этим у взрослых людей чаще развивается комплекс, они почти не улыбаются, их речь, жевание нарушены

Для реабилитации этой группы работает команда врачей:

1. Врач — терапевт — стоматолог – устраняет кариес и его осложнения, снимает воспаление десны, обучает гигиене, укрепляет эмаль зубов.

2. Врач — хирург – стоматолог – удаляет полностью разрушенные зубы и подвижные зубы, проводит пластику короткой уздечки языка, губы и мелкого преддверия полости рта. Удаляет неправильно прорезывающиеся зубы мудрости, обнажает коронки ретинированных зубов, проводит установку имплантов.

3. Врач — ортодонт — нормализует положение отдельных зубов, зубных рядов, «вытягивает» ретинированные зубы, создает место для последующего протезирования в случае наклона зубов в область ранее удаленного зуба. При болезнях десны и веерообразном расхождении зубов устраняет промежутки и готовит зубной ряд к шинированию.

Если патология прикуса у пациента связана со значительной разницей в размерах челюстей, то ортодонт работает в паре с челюстно — лицевым хирургом. В этом случае ортодонт подготавливает прикус к операции на костях и мягких тканях, а после операции фиксирует новый прикус.

 4. Врач – ортопед — стоматолог — восстанавливает целостность зубных рядов в случае отсутствия зубов (проводится после ортодонтического лечения).

 5. При лечении нарушенной функции височно — нижнечелюстного сустава с явлениями повышенной стираемости зубов и сильными болями в области головы – лица врач — ортодонт устраняет нарушения прикуса, невролог и психолог восстанавливают болевой и эмоционально — стрессовый фактор, остеопаты или врачи – вертеорологи снимают мышечные зажимы, приводящие к искривлению позвоночника, тазобедренного и плечевого сустава.

6. Пластические хирурги наносят последние штрихи в этой трудной творческой работе.

Самое болезненное для ортодонта – это увидеть через некоторое время после завершения такого длительного, трудного и дорогого лечения – рецидив (т.е. возврат) исходного состояния. Чаще всего это происходит, если не устранена причина, вызвавшая деформации зубочелюстной системы: не восстановлено носовое дыхание, речь, прокладывание языка при глотании, вредные привычки, нарушение осанки и т.д. У растущих детей невозможно полностью остановить или вызвать рост челюстей, если генетически заложена иная информация. Порой рецидив связан с недисциплинированностью пациента, когда продолжительный этап закрепления результата не выдерживается, или прорезыванием неправильно расположенных зубов мудрости.